МУЗЕЙ МЁРТВЫХ ВЕЩЕЙ

Тутов Дмитрий

« МУЗЕЙ МЁРТВЫХ ВЕЩЕЙ»

ПЬЕСА-ПОЭМА-ПОВЕСТЬ

Д.Л
Фигура Сна
Вещи
Подобия вещей
Мёртвый сторож
Неприкаянная душа
Вербариум (толстый словарь, похожий на аквариум)
Минутная и Секундная стрелки (они же герольды)
( прочие и Постскриптум в Полном финале.)

Бездействие 1
( Выходят Минутная и Секундная стрелки в зелёных нарядах средневековых герольдов.)
Стрелки:
М. Музей покинутый заснул,
и стоны тишины
в плену у сторожей ночных
картинам не слышны.

С. Безмолвен каждый экспонат
в сиянье из окна.
Часы Извечные стоят,
над миром тишина.

М. Над миром совладала ночь,
и вещи от трудов
дневных расслабиться не прочь
в объятьях крепких снов.

С. Но, чу-
ю я
ключей звон.
Это он, мертвый сторож,
это он.

( Входит Мёртвый сторож со связкой ключей)

М.С. Скрипучая полночь,
как дверь на засов.
Спать незачем, если
не помнишь снов.
Жить незачем, если
весь мир таков.
Так лучше уснуть
и не видеть снов.
Упасть на кровать,
пустоту обнимать.
Спать, спать, спать.

( Появляется Фигура Сна.)

Фиг.- на. Кружится лихо планета в вальсе,
раз два три, раз два три, раз…
лидеры, пидеры, Пети и Васи
спите, сие не касается вас.

( Мёр.- жу.)

Ты человек, хоть и мёртвый,
Поэтому – спи.
Это ночь вещей.
Это ночь, когда
шляпки звёзд
откусывают Небесные Клещи
Это ночь, когда просыпаются вещи.
И нет этой ночи темней и зловеще.

( Мёртвый сторож рушится на пол, как мёртвый. Сон хлопает в ладоши и исчезает.
В музейном зале начинают просыпаться вещи.)

Бездействие 2

Чучело Птицы (ЧП) Что у нас сегодня?

Картина А.Бёклина Философская дискуссия.

Деревянная статуя Перуна (ДСП) Фу, какое безвкусие.
А тема?

К.А.Б. Тема, можно сказать,
вечная-самоопределение.
Что мы такое, -
каково ваше мнение
уважаемый
Неопределённый Механизм?

Н.М. Механизм-это анахронизм,
так же, как слово «машина».
Я – агрегат,
И я – вещь.

Подарочная Сабля (П.С.) Ты та ещё вещь. Ты ренегат.
Что вы его спрашиваете,
он и сам не знает.
Умничает тут, а у самого стрелки
невесть где гуляют…
Мы вещи конечно,
но стоит признать,
мы всё-же красивые вещи,
иначе бы люди в музей нас не ставили,
в чулане бы чахнуть оставили.

Д.С.П. Я думаю, что мы всё-таки не вещи,
а подобия вещей.
Вы когда нибудь были в Большом мире?
Я сделан из дерева, но всё-же
на дерево я не похоже.
На мне не растёт хвоя,
ни солнца не хочется мне,
и ни влаги.

Неприкаянная Душа (Н.Д.)

Подобие,
если смотреть
поподробнее,
истина,
но
узколобая.
Подобное древу
есть древу
надгробие,
великому
подобно
многое.
Подобное птице
есть чучело птицы,
что в мёртвом музее
на стенде пылится.
Человек,
как подобие
Бога,
в итоге
не человек
а – пародия.

Так что же такое-
«подобие»?
Я?

Чучело Человека (ЧУЧА)

Я
не желаю быть
подобным хоть кому -
герою, ангелу,
хоть Богу самому.
Я оставляю право
за собой.
То право малое,
как быть
самим собой,
решать и делать,
и гордиться
сделанным
мной.

Голос. Браво, браво.
Но вот только БОГА
лучше-б ты не трогал.
Сотворишь их,
дашь свободу,
а они, – ишь, -
ну, скакать.
Я товарища Ягоду
скоро буду выпускать.

Д.С.П. Ваше благородие,
иль его подобие,
мы дико извиняемся
и больше так не будем.
На этом закругляемся,
клянёмся, всё забудем.

( Появляются Стрелки)
Стрелки:

М. Ночь ускоряется, ночь ускоряется.
Поставили новую музыку.

С. Мёртвый сторож уже проявляется,
и слова, словно реки, стекаются к его языку.

Чучело Птицы: Если птица, – то в клетке
птица томится,
если цветок, -
то в горшок
его.
Красота, созданием которой человек гордится, -
либо рабство,
либо красота мёртвого.

Д.С.П. Да-да-да,
На идолов рубили лес,
на букеты цветы срезали,
на шляпные украшения
райских птиц истребляли.
Красотою себя окружали.
Красота – это страшная сила,
только мир она не хранила.
Красота была мёртвой, или
нечеловеческой красотой.

Несистемная Единица. Каждый страдает о чём-то своём,
так что давайте лучше споём.
( поёт)

Я хотела бы раствориться
в небе птицей,
с ветром споря.
Я мечтала бы сродниться
с морем,
стать его рядовой волною,
среди спелых созвездий
звездою малой,
просочиться цветами между
водою талой,
ощутить себя сопричастной
системе,
стать её единицей,
как ветер,
волна и камень,
как капля и птица.

Н.Д. Да. Но это всё слова…
Всё превращается в слова.
Зола, янтарная смола,
Душа, что всё ещё жива.
Судьбы тугие жернова
всё перемелют на слова.
Мой принц, суть жизни такова,
что во дворе растёт трава,
на той траве лежат дрова.
Слова, слова, мы все – слова.
И все мы сотканы из слов,
до первозданья, до основ.
В нас всё от крика и до снов
сплетенье слов, цветенье слов,
переплетение идей.
Весь мир – собранье словарей.
Но если-б умерли слова,
и ясной стала голова,
чтоб обозначить что-нибудь
я должен был проникнуть в суть
и в безымянном распознать
то, как его на деле звать.
Я б всё пере-имено-вал.
Я б всё по-новому назвал.

( Звучит торжественный марш, и под звуки фанфар стрелки вводят толстый,
переливающийся золотыми словами, Вербариум.)

Бездействие 3

Стрелки
М. Цел механизм и циферблат,
цело минут литых сцепленье.

С. Часы ж извечные стоят,
боятся сделать хоть движенье.

Вербариум. А ну-ка, приведите сюда
этот Перпетум Мутаре.
Где он, будильник без стрелок,
страж без алебарды.
Исследуем его внутренности,
может всё дело в них.

К.А.Б. Опять этот Вербариум
не укладывается в стих.
Обилие слов делает его речь
бессмысленной,
бесполезной, сиречь.

Стрелки (хором) Скоро, скоро проснётся сторож.
( шепотом) Сделайте же что- нибудь

(Вербариум, задумчиво обходя Агрегат)

До чего дошёл прогресс,
были с Богом, стали – без.
Стали поклонятся стали,
за мораль нам политес,
за мозги – пневмопротез.
И Амперы – Полимеры
с Дарвином нам вместо веры.
( стрелкам)
Принесите-ка кувалду.
( стрелки убегают за кувалдой)
( Раздаётся страшный звон)

Вещи (хором)
Вот с неба слышится опять
невероятный звон.
Никак не можем мы понять,
кем издаётся он.

( Возвращаются стрелки)

Стрелки

М. Кувалды нет.

С. Простыл и след.

( Снова раздаётся звон. Мёртвый музей сотрясается. Вещи претерпевают
метаморфозы)

Полный Финал

Деревянная Статуя Перуна начинает расти и зеленеть. Чучело Птицы взмахивает крылами и вылетает в окно. Стрелки прыгают на поднимающееся Солнце. Подарочная Сабля
сначала становится просто саблей, а потом и вовсе стекает металлом в подземные слои.
Библия и «Майн Кампф» превращаются в белую бумагу, а потом в деревья. Как в стихотворении Жака Превера, вещи из мёртвых становятся живыми. И только картина
А. Бёклина остаётся сама собой, потому что изображён на ней – « Остров Мёртвых»-
прекрасная, мёртвая иллюзия. Музей рушится. Кирпич превращается в глину.
Просыпается Мёртвый Сторож и обнаруживает, что вместо связки ключей в руках он держит рыбьи косточки. Мёртвый Сторож обходит то, что раньше было Музеем, падает снег.

М.С. Снег раздавленный, взвизгивает под сапогами.
Ветер, зарюхавшись в стягах, стонет.
Всё, все, что создано нами,
нами разрушенного не стоит.

Постскриптум (как бы про себя)

На бетонной плите, кто-то вырезал ножиком
неприличное слово, нехорошее.
У всего, что имеет гнилые корни, ветви подпирают небо,
вечные истины пишутся водой,
и обычным людям кажутся бредом
по сравнению с бетонной плитой.

Если понравилось - почитайте Всё будет в абажуре или Апрельской ночью или