СЕРЖ ВАЛЛЕТТИ
ПОСЫЛКА УПАКОВАНА
Перевод с французского
Андрея и Елены Наумовых
Действие происходит в доме. Похоже, Г-н Натанаэль Мередик и Г-н Николя дель Монико здесь живут. Во всяком случае, даже если они и не являются владельцами дома, они его снимают.
Возле дома – сад, в котором растет что-то вроде фигового дерева. Сад обнесен высокими стенами.
Находясь в этом саду, можно видеть лишь небо. (Это внутренний дворик, где нет травы, а одна голая земля.)
В углу – умывальник.
Итак, два игровых пространства.
Внутреннее и внешнее. Можно также создать единое пространство, воспроизводящее интерьер на переднем плане, который вдалеке переходит в сад.
Создается анфилада.
Где в перспективе просматриваются высокие стены и небо.
На переднем плане – диван-кровать.
На кровати – мужчина : Мередик Натанаэль, в пижаме. Его голова забинтована, такое ощущение, будто он побывал в серьезной аварии.
Рядом с ним – телефон.
В саду активно трудится Николя дель Монико, он в смокинге. Лопатой роет яму.
Пока непонятно, чем именно он занят: то ли он засыпает ранее выкопанную яму, то ли он начал рыть только что, с тем чтобы впоследствии чем-то ее заполнить (землей, каким-либо предметом, а может и телом, не исключено даже, самого Натанаэля Мередика, который в течение пьесы возможно приблизится к печальному финалу ).
Диалог между Натанаэлем Мередиком и Николя Дель Монико, 4.30 утра.
.
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО (стараясь вспомнить) Колбасник !
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Б-р-р-р !
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Кучер !
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Нет-нет, эта фамилия с профессией не связана …
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Кавалер.
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Нет, я же сказал : не связана она с профессией… ! Э, фамилия с профессией не связана
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Тогда не знаю… !
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Говорю же, эта фамилия с профессией не связана …!
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Ну не знаю … Катала …
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Нет, не Катала.
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Кабальеро… !
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Да нет, говорю тебе, ты уже называл, а она не связана с профессией.
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Да нет ! Кабальеро. Не Кавалер, а Кабальеро… ?
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Не Кабальеро. Я бы вспомнил, когда ты сказал Кавалер. Потому что Кавалер и Кабальеро звучит очень похоже.
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Да, но Кавалер – не профессия.
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Да нет. Это профессия.
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО А кем же работает Кавалер ?
НАТАНАЭЛЬ МЕРИДИК Кавалеристом.
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Да нет, это – Жокей… Может, Жокей …!?
МЕРЕДИ Нет, да не Жокей…!
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Конюх ?
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Почему Конюх?
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО По ассоциации…
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Не Конюх…
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Да не знаю я… У тебя нет бумажки? Не осталась ?
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Да нет. Если бы была, я бы знал… Я наверное куда-то убрал, а куда – не знаю !
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО А ты хорошо искал ?
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Да.
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Везде ?
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Да.
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Бумажка голубая…
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Знаю.
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Я и говорю.
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Совершенно голубая.
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Да, голубая бумажка. Не Колбасник ?
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Я уже говорил – нет.
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Кайло ?
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Нет, не Кайло… Почему у тебя все имена на «К» ?
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Не знаю, нет-нет, я же говорил Жокей …! Нет
?
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Нет…
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Хайло… ?
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Да нет, не Кайло и не Хайло. Это же вообще бессмыслица. Ты не сказал, почему у тебя все фамилии на «К»?
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Ну так! Не знаю. Просто вот так мне кажется, что фамилия на «К», и вообще я уверен…!
А потом лучше зацепиться за одну букву, тогда, если найдешь первую – найдешь и вторую, и так далее. Это как в игре, знаешь, где ищут буквы… и находят. Это игра. Значит, лучше начать с одной… Ну не знаю …
Так или иначе, есть один шанс из двадцати шести, что начинается на «К».
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК А почему ?
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО А потому что в алфавите двадцать шесть букв. Вот почему ! Так проще и надежней. Одна из двадцати шести, вот так. И все.
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Вовсе не так !
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО А почему ? Это ж статистика: один шанс из двадцати шести. Железно.
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Вовсе не так, это же не лото …
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО А почему ?
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК А потому что это совсем другое дело, потому что на одну букву начинается больше фамилий, а на другую меньше… Вот почему !
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Ну тогда я не знаю.
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК А я вот знаю. Если возьмешь, скажем, телефонный справочник, то и увидишь, что есть буквы, с которых начинается гораздо больше фамилий, чем с других, и это естественно.
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Ну и что? С какой же больше всего фамилий начинается ?
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Не знаю, с «Бэ» или с «Мэ»…
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Во Франции – да, но это только во Франции, в других-то странах по-другому и если сопоставить – выходит то ж на то ж… !
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Но он скорее всего француз…
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Ну что ж, ну что ж… Это случай, лотерея. Тогда сказать нечего… Бред какой-то. Когда я говорю, один из двадцати шести, я ближе к цели, а то было бы слишком просто, тогда был бы какой-нибудь Мартен или не знаю кто. Я просто в шоке… Это ужасно, я просто в шоке. Хочешь научить других, и вдруг тебе – а может, иностранец, это же случайность, чистая случайность.
Значит «К»… Сначала выбираем «К», а дальше – никуда, ведь это не теория, а черт – те что … !
МЕРЕДИК Ты может успокоишься ?
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Да я-то успокоюсь, но вообще…
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Ну ладно…
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Может просто… оставить пропуск, пробел и все. Напишем «Уважаемый…» и пропуск. Как будто мы забыли в последнюю минуту заполнить то, что будет адресовано всем сразу (ну как циркуляр) и получается, что мы просто забыли… вот… оставим пропуск …!
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК А как же по почте отправлять ?
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Сам отнесу, сам отнесу … Передам лично в руки. Я отнесу …!
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Ты сам отнесешь ?
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Да, отнесу.
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Ну а куда ?
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Не знаю.
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК (насмешливо) Хм… не знаю…
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Да… Будучи исправными… –
что надо исправить – это верно … Будучи исправными …
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Итак ! Уважаемый… и пропуск… Будучи исправными вашими квартиросъемщиками вот уже много лет.
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Да, правильно, наверняка ведь далеко не все платят так исправно и так давно, как мы, уж это точно…
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Дальше…
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Позвольте нам…
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Кому ?
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Кому!
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Тебе и мне… значит : позвольте нам… тебе и мне… итак…
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Итак, позвольте нам, будучи исправными вашими квартиросъемщиками вот уже много лет, много-много лет, месье Мередику и …
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Натанаэлю Мередику.
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Месье Натанаэлю Мередику и мне…
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Нет, Дель Монико…
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО А, извиняюсь… Месье Натанаэлю Мередику и Дель Монико Николя, вам сообщить о некоторых соображениях, с тем чтобы найти решение, устраивающее все три стороны…
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Две стороны…
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Да, две стороны… Его и нас ! По поводу, здесь нельзя ошибиться… по поводу протечки, по поводу которой мы уже вам говорили лично…
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Нельзя, чтобы было «по поводу» два раза подряд !
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Тогда, в связи… в связи с которой… нет, в связи с протечкой, которая стала предметом нашего разговора при последней встрече…
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК «Предмет» через «е»…
ДЕЛЬ МОНИКО «Предмет»через «е»…
Мы вновь обращаемся к вам с предложениями, которые высказывались ранее… Примите заверения, пропуск… ну и так далее.
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Нужно бы найти такую форму вежливости, чтобы он почувствовал, что так дальше продолжаться не может…
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Например ?
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Ну я не знаю… Эта протечка… Нужно, чтобы так или иначе, кто-то ее заделал… Мы могли бы, например… Допустим, кто-то из нас двоих тяжело заболел, другой мог бы пойти к этому господину и сказать, что мы уже в течение десяти лет исправно ему платим, в общем дать ему понять, ну что-то вроде «будучи совершенно промокшим», не знаю, найти какую-то формулировку, что-нибудь стоящее… Чтобы он уже не смог ответить, что это невозможно, ты понимаешь, что я хочу сказать?
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Не очень.
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Ну не знаю… Уважаемый месье Жокей, так больше не может продолжаться… Мы с моим другом пребываем в совершенно раскисшем состоянии… до такой степени, что мы даже не можем вам писать, вот как мы раскисли…
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Неплохо !
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Мне с моим другом, на которого я смотрю и который не может больше сам на меня смотреть, до такой степени он раскис, нам не просто написать вам хоть что-то, чтобы рассказать, до какой степени мы раскисли, до такой степени…
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Полный бред…
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Вот-вот, именно полный бред… Что-то такое, чтобы он даже не мог догадаться о возможности существования такого бреда. Понимаешь ?
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Ну да, я понимаю, полный бред…
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Именно… Так, уважаемый месье Жокей там или Кавалер…
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Эй, не надо лампу ставить так близко от меня, тень мне мешает писать, и я не вижу даже бумаги, на которой мне полагается писать…
НАТАНАЭЛЬ МЕРЕДИК Вот, вот… Пиши здесь…
НИКОЛЯ ДЕЛЬ МОНИКО Да…