Если я правильно понял, то существует сначала период обсуждения с актерами, поиска основного события, потом есть период импровизации, и снова – обсуждение.
Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________
Но всегда два события определяется: после того, как определено основное, тут же – исходное, без этого невозможно. Нужно заставить двигаться.
Рольф АБДЕРАЛЬДЕН____________________________
Связаны ли эти два события напрямую?
Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________
Конечно, связаны. Это как монета: одна и другая сторона монеты.
Франсуа ФРАНЦ________________________________
В импровизации они придумывают текст или они его уже знают?
Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________
Это другое правило. Нужно говорить о правилах, как употреблять текст. Скажу: текст нельзя знать наизусть, категорически.
Франсуа ФРАНЦ________________________________
Вы говорили о живой ткани текста, Вы будете говорить об этом позже?
Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________
Позже, позже.
Паула де АССЕНКАО_____________________________
Определяет ли режиссер основное событие заранее? Какие конфликты у вас бывают, когда вы начинаете его обсуждать с актерами?
Анатолий ВАСИЛЬЕВ_____________________________
Раньше, когда я начинал, то я делал это заранее. А потом у меня появился опыт, и я это делаю всегда тогда, когда необходимо. В зависимости от практики, от обстоятельств, от репетиций, от того, кто передо мной, но это – всегда.
Франсуа ФРАНЦ________________________________
Когда Вы работаете с вашей группой актеров, Вы работаете больше в прямых взаимоотношениях, поскольку это близкие Вам люди?
Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________
Одинаково. Одинаково. Я понял, что нужно работать со всеми так, никого не обманывать.
Рольф АБДЕРАЛЬДЕН___________________________
Что означает «перспектива»?
Анатолий ВАСИЛЬЕВ_____________________________
Это я объясню. Могу сейчас сказать. Вы можете сами объяснить. Представьте, персонажи находятся здесь, внутри этого круга, круг заставляет их двигаться. Они же придут к какой-то определенной точке. Вы согласны с этим? Они придут к точке основного события. Теперь, вопрос: есть перспектива или нет? Si. Есть. Перспектива есть, потому что они придут к какой-то точке. Эта перспектива находится в интеллекте или в чувстве? Надо ответить: в чувстве. Потому что они ощущают эту перспективу, но не знают ее, потому что они движутся вниз. Это подобно чувству судьбы, о которой узнаешь перед смертью.
Рольф АБДЕРАДЬДЕН___________________________
Значит, актер должен чувствовать и ощущать где он находится в этой перспективе?
Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________
Обязательно. Обязательно, иначе он не сможет повернуть. Потому что он должен повернуть и придти к финалу. Здесь он может идти как хочет, но в какой-то момент он должен понимать куда он идет.
Рсшьф АБДЕРАЛЬДЕН___________________________
Я задал этот вопрос, потому что актер часто сбивается с дороги и берет другую перспективу по отношению к персонажу. Получается, что они идут не вместе.
Анатолий ВАСИЛЬЕВ_____________________________
Это мы говорим о практике этюда. Смотрите: вы разобрали ситуацию для себя, вы находитесь здесь, и вас так вытолкнуло это обязательно. Теперь вы движетесь и находитесь в конфликте с вашим партнером, которого тоже вытолкнуло. А это – круг ситуации. Теперь вы встретились здесь, и когда вы здесь встретились, между вами что-то произошло. То, что произошло, вы должны услышать. Теперь вы услышали то, что произошло и пошли дальше. Вот этот момент обязателен, этот момент – самый живой в роли, здесь действие и восприятие сталкиваются. То есть вы что-то делаете, понимаете результат ваших действий, слышите где вы оказались и принимаете решение что делать дальше. Предположим, вы сделали так, потом вы прекратили этюд и стали разбирать, и выяснилось, что вам так делать нельзя, а вам вот так нужно было делать. Это – корректура. То есть, вы должны были пойти в эту точку, а вы пошли в эту. Теперь, обратите внимание – значит, вы выбрали не тот круг предлагаемых обстоятельств, возьмите вот так
- и вы придете сюда. То есть, вы выбрали не те причины для ваших действий. Вы понимаете, вы чувствуете, но вы неверно выбрали. Предположим, Треплев выбрал бы по-другому, то, что выбрано здесь – это выбрали вы, а Треплев выбрал бы вот это. Это значит, что вы объективизируете роль, значит вы сделали один шаг в сторону роли. Теперь вы понимаете больше о роли, чем до этого опыта. Непонятно?
Рольф АБД ЕРАЛЬДЕН___________________________
Значит, нужно быть очень внимательным в оценки ценностей персонажа.
Анатолий ВАСИЛЬЕВ_____________________________
Обязательно. То, что я вам рассказываю, есть сущность системы Станиславского. Это уже не анекдоты, а практика, и это – то, что принадлежит этому человеку, и что он оставил нам. Он передал это своим ученикам, а ученики передали нам. Русская школа, и последующая советская, театральная школа работала на этой системе. Это, конечно, не вся система, только ее часть, малая часть, но, тем не менее, очень важная.
Мишель КОКОСОВСКИ___________________________
Что происходит в отношениях, в примере, который привел Рольф? Поскольку есть диалог с режиссером, есть корректура с режиссером чтобы двигаться дальше. Конечно, актер может ошибиться настолько же, насколько и режиссер, и если есть желание изменить направление после корректуры, это возможно.
Анатолий ВАСИЛЬЕВ_____________________________
Могут ошибиться абсолютно одинаково. Этюд – это взаимная ошибка режиссера и актера, обязательно.
Мишель КОКОСОВСКИ___________________________
Этюд может быть и взаимной ошибкой, и общей, разделенной работой?
Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________
Абсолютно верно, конечно.
Рольф АБДЕРАЛЬДЕН___________________________
Но это еще не выражение произведения автора? (parti-pris)
Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________
Как же это – не выражение, если мы уже сказали, что исходное событие – такое, а основное событие – такое, и сделали вот этот узел. Там, где структура, мы уже решили, надо сделать теперь мизансцену. Внутреннеt мы решили, теперь нужно сделать внешнее.
Рольф АБДБРАЛЬДЕН___________________________
Но, все- таки, исходные данные мы берем из самого произведения?
Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________
Да, из самого произведения. Но корректура исходных данных зависит от точки зрения на пьесу.
Рольф АБДЕРАЛЬДЕН___________________________
Значит, автор в самом произведении уже выбрал, уже разработал в написанном исходное событие и основное событие? И режиссер должен услышать в чем ключ?
Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________
Это есть основной философский момент в русской школе: сначала нужно очень хорошо понимать автора, и только потом можно делать все, что ты хочешь с автором. Кризис школы начинается, когда делают все, что хочешь с автором, ничего не понимая что у автора. Кризис любого искусства в этом.
Интермедия на тему перевода.
Разница слова «мизансцена» в русском и французском языках.
Mise en scene – постановка; mise en place – мизансцена.
Мишель КОКОСОВСКИ___________________________
Какая разница между постановкой и мизансценой в русском?
Анатолий ВАСИЛЬЕВ_____________________________
Постановка (Mise en scene)- это то, что делает режиссер. Это -целое. Мизансцена (mise en place) – это то, что делает актер. Это – часть постановки.
Паула де АССЕНКАО____________________________
Что делает режиссер в структуре, которую Вы представили на доске?
Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________
Все, что я уже рассказал, это все он делает.
Паула де АССЕНКАО____________________________
Мы видим прямое сотрудничество и взаимодействие с актером, постоянно. В таком случае, суть режиссера в том виде, как Вы ее описываете, это прямое взаимодействие с актером, а не Lпроектирование¦ разума?
Анатолий ВАСИЛЬЕВ_____________________________
Категорически – нет, ни в коем случае не проекция его разума. Если это проекция его разума, тогда это – нарушение школы Станиславского, тогда его нельзя назвать словом «режиссер», и надо назвать словом Lпостановщик¦.
Паула де АССЕНКАО_____________________________
Важно разобраться в словах, поскольку во Франции режиссер – это бог-отец.
Анатолий ВАСИЛЬЕВ_____________________________
У нас есть несколько слов, выражающих одну и ту же профессию. То, что я вам нарисовал, делает режиссер, а если режиссер этого не делает, тогда он пишет: «постановщик». То есть – «я этого не делаю», и когда все читают, они видят – он этого не делает. Это, конечно, в идеале, но это всегда видно. Есть два разных типа спектакля, могут быть одинаково очень хорошие, но, конечно, они будут отличаться экзистенцией самого актера на сцене: это будет экзистенция режиссера или экзистенция актера. В этом -принципиальное отличие русской школы: это всегда должна быть экзистенция актера. Даже когда это экзистенция режиссера, это прекрасно, потому что это прекрасная профессия, все равно публика определяет есть ли в этой экзистенции режиссера экзистенция самого актера. Это выражено очень простой формулой: хорошо актеры играют или плохо. Тогда говорят: это хорошая постановка, но играют плохо. Обязательно такая формула будет. Или – всегда спросят хорошо играют актеры или плохо. Ты видел? – Видел
- Ну как? – Очень хорошо – А как играют? Обязательно нужно сказать это.
Франсуа ФРАНЦ_______________________________
В связи с примером, который Вы привели из «Чайки», в связи с предложением считать основным событием не самоубийство, а диалог, меняет ли это что-либо в природе оставшейся сцены?
Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________
Меняет совершенно все, потому что тогда все сцены будут рассмотрены в отношении искусства театра.
Давид ГУЙЕ___________________________________
Затем, внутри самого исходного и основного события может ли актер определить исходное событие своего персонажа и основное событие своего персонажа?
Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________