ЯКУБ. Мы пошли по неверному пути, Марта… Я пошел по неверному пути… Заблудился… и все мы от этого проиграли. И случилось это в тот момент, когда я впервые получил большие деньги… известность… Все досталось слишком легко.
МАРТА. Ты сумеешь изменить это?
ЯКУБ. Не знаю… Очень хочу, чтобы вернулся Шимон. Сейчас это звучит смешно, но… очень хочу… обнять его и попросить прощения.
МАРТА. Вовсе не смешно. Сделай это… когда он вернется.
ЯКУБ …
Так они сидят еще какое-то время. Музыка завершается мягким аккордом. Наступает тишина.
Затемнение.
СЦЕНА 8
Через полузакрытые жалюзи начинает робко прокрадываться солнце. Рассвет, складывающийся из обрывков тишины, музыки, голоса из радио, наступил несколько минут назад. Прихожая пуста, в гостиной на кушетке спиной к зрителям лежит в костюме Якуб – непонятно спит ли он. На кухне Марта насыпает кофе в кружку. Звонит телефон, Марта бежит в гостиную, но ее опережает Якуб, вскочивший с кушетки и поднявший трубку. Пока он разговаривает Марта стоит возле него с кружкой в руке.
ЯКУБ. Слушаю… Нет, его еще нет… Может, с полчаса, хотя я не уверен, а Марта совсем не спала… Да, знаю, мы все время в ожидании… Где?.. Был у Беаты… Мы об этом думали, но… Вот именно… Спасибо тебе, Теодор… Да, я позвоню…
В течение всего телефонного разговора Марта стоит рядом с Якубом, она выглядит как восковая фигура, сжимающая в руках большую, красную кружку.
Он ездил всю ночь… Везде, где только был шанс… тень шанса, что его найдет… Побывал в таких местах, о которых я… даже не подумал бы. Его нигде нет.
МАРТА. А если…
Раздает звонок в дверь, на который они реагируют как охотничьи собаки. Марта бежит к входной двери первой, Якуб вскакивает с кушетки, потом опять опускается на нее, когда Марта уже в прихожей. Он сидит, олицетворяя собой ОЖИДАНИЕ. Через двадцать пять секунд Марта входит в гостиную в сопровождении низкорослого мужчины лет пятидесяти. У него большой живот, контрастирующий с отсутствием полноты в остальных частях тела, театрально пышные усы и выражение хронической озабоченности на лице. Марта останавливается возле кресла, мужчина – несколько ранее – у входа в гостиную. Якуб сидит неподвижно.
МАРТА (говоря, смотрит на Якуба). Вы ведь из полиции…
МУЖЧИНА (кивает). Добрый день.
Делает движение, как бы желая подать руку Якубу, но, секунду поколебавшись, остается там, где стоял.
Меня зовут Ян Игоревич, я из…
МАРТА. Я знаю, вы из дорожной полиции, три года назад у меня было столкновение в центре города, и вы тогда…
ИГОРЕВИЧ (мягко прерывает ее). Вы сядьте, пожалуйста…
Сам, не ожидая ее приглашения, присаживается на краешке кушетки, в метре от Якуба. То, как он это делает, его взгляд, растерянно блуждающий по их лицам, руки, неподвижно лежащие на бедрах – все это, плюс тишина и неподвижность в течение двух-трех секунд, заполняет гостиную. Когда Марта садится в кресло – они уже ЗНАЮТ. Слова, которые начнут пробиваться к их сознанию, больше не нужны, но они звучат.
Я весьма сожалею, но… ваш сын… попал в аварию. К сожалению… он на большой скорости врезался в дерево.
Марта и Якуб молчат, он завершает свою миссию.
Все указывает на то, что… на повороте… Он погиб, пани Марта.
Говоря, он смотрит на ковер. В течение четырех секунд – полная тишина, потом раздается странный звук – нечто среднее между стоном, вздохом и сдавленным криком. Подобный звук исходит порой из уст спящего человека, который безуспешно пытается защититься от кошмарного сна. Этот звук издает Якуб. Он с воем раскачивается взад и вперед, прижав кулаки к вискам, у него неподвижное лицо и не поддающийся описанию взгляд. Он встает с кушетки, неверным шагом направляется в ванную, закрывает за собой дверь, слышно, как его рвет. Марта встает, бежит следом за ним, в гостиной остается Игоревич. Он в нерешительности стоит посреди гостиной, из ванной доносятся голоса, рыдание – скорей его, чем ее, сдавленные возгласы, стук открываемого и закрываемого шкафчика. Доносятся обрывки речи, шум воды в раковине и туалете.
ЯКУБ. …нет… не можем… делать…
МАРТА. …прекрати… громко…
ЯКУБ. …говорил… умоляю…
МАРТА. …а если… окажешься…
ЯКУБ. Я же не… быть чудовищем…
МАРТА. …прими… глотай… тихо…
МАРТА и ЯКУБ. Нужно… погиб… так что… его… раньше… слушать… (И тому подобное.)
Вслушиваясь, Игоревич делает шаг вперед, словно намереваясь войти в ванную, потом отступает, садится на кушетку, ждет. Марта выходит из ванной, закрывает за собой дверь, за которой слышится всхлипывание Якуба, постепенно затихающее. Игоревич встает и, глядя на нее, испытывает облегчение, поняв, что она не утратит присутствия духа.
МАРТА. Что теперь нужно сделать?
ИГОРЕВИЧ. К сожалению…
МАРТА. Он погиб на месте?
ИГОРЕВИЧ. Да. А ваш муж…
Смотрит в сторону ванной, из которой все еще доносится очень тихое всхлипывание.
МАРТА. Я дала ему сильное средство. Боюсь, что слишком много… но – думаю, это не страшно.
ИГОРЕВИЧ. Сядьте, пожалуйста. (Оба садятся.) Я должен вам еще кое-что сказать. В багажнике… Ведь это автомобиль вашего мужа, да? Черный БМВ. Сын его взял на время?
МАРТА. Да… Вчера, около двенадцати…
ИГОРЕВИЧ. Ночи7
МАРТА. Да.
ИГОРЕВИЧ. А он не говорил?.. Впрочем… это потом. В багажнике…
Останавливается, глубоко набирает воздух, потом начинает говорить быстро и тихо.
…мы нашли тело ребенка, лет пяти… Тут неподалеку, в строениях старого кирпичного завода поселились несколько семей румынских беженцев… Мы полагаем, что этот ребенок – из одной из тех семей… Должно быть ваш сын сбил ее на большой скорости… Это девочка. Повреждения, которые она получила, исключают возможность ее смерти в багажнике. Не исключено также, что ее сбил кто-нибудь другой, а ваш сын проезжая увидел на дороге тело. Может, собирался отвезти ее в больницу. Но ехал он, правда, в противоположную сторону. В сторону вашего дома. Мог быть в шоке… На повороте врезался в дерево, вероятно, ехал очень быстро… Я очень сожалею.
МАРТА. Я должна сейчас… с вами туда поехать?
ИГОРЕВИЧ. Если вы в состоянии…
Смотрит на Марту, потом бросает взгляд в сторону ванной.
Сделаем иначе. Через полчаса кто-нибудь за вами приедет… Если будет нужно, то подождет вас.
МАРТА. Я буду готова.
ИГОРЕВИЧ. Вы очень сильная женщина.
Игоревич выходит, слышно как захлопывается входная дверь. Марта сидит, на неподвижном лице широко раскрытые глаза. Из ванной выходит Якуб, он двигается как-то странно. Садится, или скорее падает в кресло. Говорит медленно, плохо владея языком.
ЯКУБ. Я все слышал… Что ты меня заставила принять?..
МАРТА. Лекарство.
ЯКУБ. Откуда оно у тебя…
МАРТА. Я его ношу в косметичке уже несколько месяцев.
ЯКУБ. Зачем?..
МАРТА. Чтобы быть нормальным главным редактором журнала, посвященного одежде и жизни богатых дебилов.
ЯКУБ. Это я… убил Шимона…
МАРТА. Нет, Якуб. Ты слишком слаб. Как капризный ребенок. Он сам убил себя… Того не желая…
ЯКУБ. Я прилягу… ненадолго…
Ложится на кушетку.
Разбуди меня, когда приедет полиция… Я должен им все… объяснить…
Засыпает в течение нескольких секунд, со стоном вдохнув в себя глоток воздуха.
Затемнение.
СЦЕНА 9
Марта сидит на краешке кушетки, смотрит на спящего Якуба, потом опускается на колени. Медленно, с некоторым удивлением рассматривает свою правую ладонь, затем прикладывает ее к щеке и виску Якуба. Не отнимая руки, начинает тихо плакать. Все еще оставаясь на коленях, прижимается грудью к Якубу. Обнимает его, крепко к нему прижимаясь. Ее спину и голову сотрясает спазматический плач. Якуб не реагирует. Это длится около тридцати секунд. Затем Марта отрывается от мужа, встает с пола и садится в кресло. Обнимает себя, сжимая правой рукой левое плечо и левой – правое, словно это единственное ее возможное убежище. Плачет еще секунд двадцать, согнувшись в собственном объятии.
Внезапно Марта выпрямляется, вытирает глаза тыльной стороной ладони, встает и идет в гардеробную. Выходит оттуда, держа в правой руке двое плечиков, на которых черные брюки и кремовый свитер, в левой руке черные туфли. Проходя мимо кресла бросает туфли на ковер и входит в ванную. Оттуда слышится шум льющейся воды, прочие соответствующие шумы. Якуб продолжает спать. Марта выходит из ванной в брюках и свитере. Почти без косметики. Волосы гладко зачесаны назад и схвачены на затылке. Садится в кресло, надевает туфли. Встает, снова входит в ванную, через мгновение выходит, застегивая часы на левой руке. Потом внимательно рассматривает маленькую голубую коробочку, которую держит в руке. Открывает ее, высыпает две таблетки на правую ладонь, после недолгого колебания бросает их обратно в коробочку, которую сует в карман. Подходит к бару, открывает его, берет бутылку и наливает в стакан большую порцию алкоголя. Стоя, быстро его выпивает. Закрывает бар, еще раз входит в ванную, оставив дверь распахнутой. Чистит зубы, затем подходит к двери и, продолжая чистить зубы, оглядывает гостиную, замечает приоткрытое окно, закрывает его. Снова входит в ванную, не переставая чистить зубы, слышно, как она полощет рот. Затем идет в прихожую. Возвращается с пальто в одной руке и сумкой в другой. Садится в кресло, достает из кармана голубую коробочку и бросает ее в сумку, которую кладет на колени. Ждет. Слышно, как подъезжает автомобиль, хлопают дверцы. Марта неподвижно сидит. Раздается звонок. Тогда Марта встает, надевает пальто, вешает сумку через плечо и решительным шагом выходит, глядя перед собой. В гостиной остается спящий Якуб, лежащий неподвижно, все в том же положении. Звонит телефон – громко и настойчиво. Якуб не двигается, лежит как мертвый. После семи пронзительных звонков – затемнение.
СЦЕНА 10
В гостиной полумрак. Якуб все еще спит, видимо, он двигался во сне, поскольку теперь лежит на спине, одна рука на животе, другая безвольно свисает. Отпирается и захлопывается входная дверь. Слышно как собака негромко скулит и потом радостно лает, в ответ раздается голос Марты
МАРТА. Кактус, маленький… Вот я и пришла… Ну все, все… Хорошо… Хочешь гулять, да?.. Сейчас я тебя выпущу… Побегаешь один… Нет сил идти с тобой…