Школа мастеров

Проведение корпоративов pr агентство лучший результат www.first-odessa.com .

Энн Ветемаа
Святая Сусанна, или Школа мастеров
Комедия с чудесами в трех действиях

Действующие лица
ан н е-Ма и.
Г о г а, он же Вова, он же Гаго.
Антон, он же Альберт.
Э д у а р д, он же Кристьян.
Помощник режиссера.

Действие первое
Картина первая
Просторная комната, производящая немно­го мрачное впечатление. На первый взгляд ее можно принять за музей, так как все стены увешаны картинами и гравюрами — преимущественно религиозного содержа­ния. Лица святых и великомучеников, вы­полненные в тусклых тонах, и резные по­золоченные рамы говорят о том, что это древнее искусство. От всех предметов — кресла-качалки, статуэток, люстры, книж­ных полок, стола и стульев, от обоев и гол­ландской печи с изразцами — веет прош­лым столетием. О современности напоми­нает лишь огромный стереофонический про­игрыватель с двумя колонками.
Анне-Май, женщина лет пятидесяти — пятидесяти пяти, озабоченно разглядывает стену, по которой стекает струйка воды. Видимо, неполадки в водопроводе. Огром­ное серебряное блюдо, которое Анне-Май поставила на пол, до краев наполнено во­дой. В облике Анне-Май, несмотря на ее возраст, есть что-то детское. У нее весьма затейливая, с кудряшками, прическа, кото­рая явно не соответствует ее длинному, ни­же колена, темному и немного монашеско­му платью. Анне-Май с потерянным видом ходит вокруг блюда, с испугом смотрит на потолок и скрывается в соседней комнате. Звонит по телефону. Мы слышим ее голос.
Анне-Май. Я вас снова беспокою… Да… Да… Вы уже узнали меня по голосу? Очень при­ятно. Неужели давно выслали… Большое спасибо!
Звонят за дверью. Мы слышим, как хозяй­ка открывает дверь. Неясные голоса.
Слава богу, наконец-то, наконец-то. Нет, ничего у меня не горит, скорее — наоборот.
Мои картины в опасности. Они очень чув­ствительны к влаге.
Входит Г о г а — молодой черноглазый во­допроводчик. В руках ящик с инструмента­ми. В Тоге чувствуется южная кровь, воз­можно, даже цыганская. Он осматривает стену, затем обводит взглядом комнату. Если у Гоги и есть акцент, то едва улови­мый, и не надо это подчеркивать.
Го г а (удивленно). Шикарно живете, хозяюшка!
Анне-Май (смущенно). Да, это средневековое искусство. Покойный муж был его боль­шим поклонником. Это очень ценные кар­тины… Думаете, справитесь с этим навод­нением?
Гога. Справимся, хозяюшка! (Вынимает гаеч­ный ключ, паклю и т. д. Взгляд его задер­живается на стуле, но встать на него он не решается — слишком изысканный.) Табу­ретка у хозяйки найдется?
Анне-Май. Это самые обыкновенные стулья. Так и быть. (Уходит в соседнюю комнату, возвращается с какой-то скамеечкой на гнутых ножках.)
Гога смотрит на скамейку уважительно и с удивлением.
Это скамейка не старинная. Обычная ими­тация — начало прошлого века. На ней мы держали «ошку…
Гога. Порядок. А подстелить найдется?
Анне-Май. Вот этот коврик.
Гога рассматривает коврик — с красивой вышивкой.
Он не представляет никакой ценности… Тривиальная вышивка…
Гога снимает ботинки. Носки порвались — сверкают пятки, но Гога ничуть не смущен. Залезает на скамейку.
(Смотрит на Гогины голые пятки со сме­шанным чувством растроганности и смуще­ния. Вдруг что-то вспомнив, неуверенно.) Мне кажется, принято, чтобы… мастера предъявляли свои аттестаты. Конечно, мне все равно. Я вам полностью доверяю, но, наверно, любой уважающий себя мастер обидится, если… если…
Гога. Такой бумажки у меня с собой нет. Да и к чему она?
Анне-Май. Ну… чтобы вы были уверены… что я уверена… что имею дело с настоящим специалистом… Вы просто не носите ее с собой… Ясно. Мой дядюшка был дипломи­рованный мастер-корсетник. У него был но­тариально заверенный аттестат, который

висел под стеклом над его рабочим столом. (Бросает взгляд на паклю.) При вашей профессии тем более…
Го г а. Нету у меня никакой бумажки ни под стеклом, ни на стекле… Просто нету.
ан не-Май. Вообще нет? (Озабоченно.) Я не знаю… Разве так бывает?
Го г а (весело). Я тоже не знаю. А может, пусть вода еще потечет немного? Как хозяюшка желает?
Анне-Май. Как вы сами считаете? Если спра­витесь. Эти трубы очень сложные. Так ска­зать, античные.
Гога. Труба есть труба.
Анне-Май (решительно). Ладно, я беру ответ­ственность на себя. Я буду защищать вас!
Гога. От кого?
Анне-Май. Если будут неприятности… Если мастера потом останутся недовольны ва­шей работой…
Гога. Какие мастера?
Анне-Май. Эти… обыкновенные.
Гога. Видно, хозяйка… как бы… немного ото­шла от жизни…
Анне-Май. Вот именно! Я вдова. Но я бы очень хотела снова столкнуться с жизнью.
Гога. Ничего, еще столкнетесь.
Анне-Май (радостно). Вы так думаете?
Гога. А теперь я ненадолго перекрою воду.
Анне-Май. Если вы это сделаете, я не смогу приготовить угощение.
Гога. Хозяйка ждет гостей? Вы собирались угостить их водой?
Анне-Май. Нет, вас. Я бы сварила яйца. Это блюдо удается мне лучше всего… Вы люби­те вкрутую или всмятку?
Гога. Какие угодно.
Анне-Май. Тогда я приготовлю по своему ре­цепту.
Гога. У хозяйки есть свой рецепт?
Анне-Май. Да. По моему рецепту надо варить пять минут. Леопольд сказал, что это са­мый хороший рецепт… Я схожу наберу во­ды. (Уходит на кухню.)
Гога косится на картины, он словно поба­ивается их. Прислушиваясь, выстукивает печь. Выдвигает ящик буфета, берет горсть старинных украшений, монет, медальонов. Словно пугается. Быстро бросает их обрат­но в ящик, колеблется, все же берет одну вещицу и кладет себе в карман. Встает на скамейку. Возвращается Анне-Май, при­ближается к нему и поддерживает его сзади.
Гога (вздрагивает). Что такое?
Анне-Май. Я поддерживаю вас, чтобы вы не упали.
Гога. Не напирайте!
Анне-Май (робко отходит). Прошу проще­ния… Сколько яиц вы зараз съедите?
Гога (хмуро). Сколько предложите.
Анне-Май (весело). Прекрасно!
Гога (разглядывает обои). Что за странные обои? Будто матерчатые. Ни разу не ви­дел таких.
Анне-Май (смущенно). Это очень старые обои. Мы их подновили.
Гога. Что-что?
Анне-Май. Это штофные обои из одного ста­ринного французского поместья. Недалеко от Орлеана. Мой муж восстановил их и на­клеил на тонкую основу. Я и сама подумы­вала, что надо бы их сменить. В магазинах иногда бывают очень миленькие обои — с незабудками, розами и… Но мой муж лю­бил только старинные вещи.
Гога. Если хозяюшка пожелает, можно сме­нить. На новые. Хоть с розами, хоть с чем.
Анне-Май. Думаете, это возможно? Я бы… хорошо заплатила.
Гога (честно). Но если они шибко ценные, то я не знаю… стоит ли тогда…
Анне-Май (живо). Конечно, стоит. Если бы вы знали, молодой человек, как мне надое­ло все это старинное и ветхозаветное. Я бы хотела, чтобы меня окружали про­стые, чистые, современные вещи. А эти только пыль собирают, ужасно собирают пыль. Конечно, с одной стороны, они напо­минают мне о дорогом муже… но ведь нельзя вечно жить воспоминаниями. Я жи­ла уже целых десять лет. Что вы думаете насчет этого?
Гога. Насчет чего?
Анне-Май. Разумно ли посвятить себя навеки одним воспоминаниям?
Гога. Я почем знаю. Послушайте, у вас вода вскипела!
Анне-Май. Сию минуту. (Бежит на кухню.)
Гога осматривает комнату, снова выстуки­вает печку, колупает обои, разглядывает люстру.
(Возвращается. Решительно.) Я считаю, что жить одними воспоминаниями противо­речит духу времени. Это не движет жизнь вперед.
Гога. Может быть… А эта печка… тоже загра­ничная? Такие старинные плитки с картин­ками, будто тарелки.
Анне-Май. Фаянс. Это из Голландии.
Гога (почти с испугом). Хозяйка хочет изба­виться и от печки?
Анне-Май. Я подумывала. Мне хотелось бы что-нибудь попроще.
Гога. На этих плитках можно зашибить хоро­шую деньгу.
Анне-Май. О, деньги — это не главное. На мою жизнь мне хватит. Но эта печка… во-первых, она больше не тянет, а еще… когда я вечерами смотрю на нее, мне делается

так грустно… У этой печки любил сижи­вать мой Леопольд и рассматривать старые рукописи, каталоги по искусству или ка­кую-нибудь средневековую реликвию… (Мечтательно.) Да, это были восхититель­ные вечера… Я заучивала все, что он за­ставлял: разные названия, имена, даты. Он хотел, чтобы я занималась самообразова­нием или же наводила красоту. Леопольд заставлял, чтобы я делала себе педикюр, а особенно ему нравилось, когда я накла­дывала себе на лицо маску. Когда у меня была наложена маска, я его не могла от­влекать. Ведь мне приходилось сидеть не­подвижно.
Гога. Педикюр, маска… Видно, детишек у вас не было?
А н н е – М а и. Да, детьми нас судьба обделила. Мой муж перенес в детстве свинку. В очень трудной форме. Но мы прожили с ним дружно! Долгие вечера среди книг и кар­тин. Это было очень весело. Особенно нра­вились Леопольду пляски смерти. А еще наше собрание церковной музыки! Грего-рианские хоралы! Какой оптимизм! И боль­шая коллекция траурных маршей. Знаете, они так бодрят! И все же мне хотелось бы сменить обои и поставить новую печку… Может, вы посоветуете кого-нибудь из ма­стеров?
Гога. Мастеров? Это можно. Хоть сейчас могу позвонить. Где у вас телефон?
А н н е – М а и. В соседней комнате.
Гога. Нет ничего проще, чем найти мастеров в такой дом! Так я позвоню? Наша конто­ра через дорогу. Они мигом будут тут. Только если потом хозяюшка не будет жа­леть…
Анне-Май. Жалеть? О нет!
Гога идет звонить. Анне-Май включает стереофонический проигрыватель. Аскетиче­ский, монотонный грегорианский хорал. Не­обычно звучат фальцеты в этой комнате, среди сакрального искусства. Поблескива­ют золотом рамы. Гога возвращается. Не­которое время оба слушают музыку.
(Выключает проигрыватель.) Прекрасные
давние времена…
Гога. Хозяйка считает эту музыку веселой? Анне-Май. Разумеется. Правда, у меня самой
абсолютно нет музыкального слуха, но
Леопольду эта музыка очень нравилась.
И Леопольд был большим оптимистом,
жизнелюбом.
За дверью звонят. Анне-Май и Гога идут открывать.
Первый голос. Антон Кунксман. Печник. Чрезвычайно приятно…
Второй голос. Эдуард Пютть. Маляр. Прият­но до чрезвычайности. Третий голос. Анне-Май, хозяйка дома.

Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Если понравилось - почитайте Вечная невеста или Дамы и господа переходного возраста или